У семьи А. П. Бычкова богатая история. Племянница Ирина Анатольевна Бычкова провела большое генеалогическое исследование рода верхневолжских крестьян Бычковых и Русаковых и собрала весь найденный материал в книге «Бычковы. Русаковы. Из бежецких крестьян». Вторая и третья главы книги повествуют об А. П. Бычкове и его семье. Рассказ дополнен личными воспоминаниями и фото из семейного архива.
Воспоминания А. П. Бычкова о военных годах в сборнике воспоминаний ветеранов ТГУ.
Бычковы. Русаковы. Из бежецких крестьян. Санкт-Петербург, 2020.
ЦДНИ ТО, Ф. 607. Оп. 27. Д. 27. Л. 18
Красное знамя. 1991. 13 февр. С.3.
Томские вести. 2006. 1-8 марта.
Красное знамя. 2001. 13 фев.
Красное знамя. 2009, 15 сен. С. 3.
Родился в деревне Клевищи Максатихинского района Калининской области (в н. в. Тверская область)
В записной книжке Александра Петровича за 13 февраля значится следующая запись: «Говорят, что я родился. Александр Петрович?»
«Мне здорово повезло на учителей, которые еще в школе сумели привить тягу к познаниям».
Происхождение фамилии «Бычков» связано с домашней историей отца, Петра Ивановича:
«Петр Иванович фамилию отца Унылов не взял, захотел именоваться Бычков, так как в семье его звали «бычок». Прозвище он получил потому, что родился в хлеву и, внося его в избу, мать сказала, что вот «бычка принесла».
Обучался в Бежецком педагогическом училище по историческому отделению
Директор неполной средней школы в селе Константиновка Хабаровского края
Учащийся заочного отделения Хабаровского педагогического института
Женился на Наталье Семеновне Зятиной
Комсорг, помощник начальника. 15-я Армия, Дальневосточный фронт
Пропагандист полка
В составе войск второго Дальневосточного фронта участвовал в войне с Японией в 1945 г. на территории Манчжурии
«Каждое утро я начинаю с зарядки и холодного душа. Зимой хожу на лыжах до Басандайки, летом гуляю по лесу и предпочитаю это делать в одиночестве. Попутчики отвлекают от восприятия природной красоты, не дают сосредоточиться, а ведь природа многому учит. Очень привязан к старым вещам. До сих предпочитаю не на компьютере работать, а на немецкой печатной машинке «Оптима». Она со мной с 1952 года».
«Я когда-то, в 1948-м, дал слово офицера врачу, который не хотел разрешить мне поступление в Ленинградскую военно-педагогическую академию. Он послушал меня, заглянул в медкарту и говорит: "Э-э, батенька, тебя надо с таким здоровьем из армии демобилизовать, а ты в военную академию просишься. Ты же гипертоник". Но, посмотрев на меня и, вероятно, увидев мое отчаяние - очень мне хотелось в эту академию, - сказал: "Ну, ладно, "норму" я тебе напишу. Но ты дай слово, что будешь каждое утро принимать холодный душ. Станешь так делать - не будет у тебя гипертонии''. Ну вот, я слово держу...»
«На судьбу жаловаться не вправе. Рад, что у меня выросли хорошие дети – для главы семейства это немало, есть внуки, наверное, дождусь правнука. Истинное удовлетворение нашел в своей профессии, в том, что не изменил раз и навсегда выбранной педагогической стезе, и в том, что ощущал себя нужным людям. Наверное, мне удалось что-то сделать в этой жизни, и потому я – счастливый человек».
Начальная школа в деревне Клевищи
7-летняя школа в селе Сидорково
«В семилетке нас учили двое педагогов – потомки декабристов Бестужевых. Впоследствии я, конечно, понял, что вместе с преподаванием предметов они передавали нам свою широту познаний, культуру, интеллигентность.
Я рано пристрастился к чтению, а потом вступил в школьный литературный кружок и начал писать стихи. И сейчас пишу, но исключительно для себя, не для печати.
Только однажды, еще в школе, мой стих был опубликован в районной газете. К нам тогда приезжал знаменитый писатель Аркадий Гайдар, и мы читали ему стихи, а редактор районки их опубликовал».
Из интервью. Красное знамя. 1991. № 33. С. 3.
«Ученый-экономист должен уметь сказать правду, которая нравится не всем. В том числе и в верхах. Он должен быть человеком смелым – далеко не все новые идеи принимаются хорошо. От ученого требуется способность к независимому научному исследованию и последовательность в отстаивании своего мнения, а от педагога – очень человечный характер».
«Кадры школам были нужны позарез, причем не только учителя, но и директора. Продолжить образование предложили тут же, в только что открывшемся Хабаровском пединституте. «Распределение» проходило просто: названия сел были написаны на бумажках и брошены в шляпу начальника крайоно. Так 18-летний выпускник педучилища стал директором школы в деревне Константиновка».
Из интервью. Красное знамя, 2009. №134. С. 3.
«Война с Японией для меня началась до того, как о ней объявили официально. Седьмого августа из дивизии нашему полку был дан приказ: сформировать батальон захвата на другом берегу Амура, очистить берег от японских наблюдательных пунктов и обеспечить переправу всей дивизии на другой берег. Я вызывал в свою землянку каждого комсомольца и коммуниста и прямо говорил: «Идете на возможную смерть. Согласны? Можете отказаться». 250 добровольцев требовалось набрать! Я вызвал 250 солдат, отказался только один (по личным причинам)».
Когда Молотов только объявил о войне с Японией, этот батальон уже побывал на другом берегу Амура и блестяще справился с задачей, не потеряв ни одного человека.
За выполнение этого задания А. П. Бычков был награжден орденом Красной Звезды.
Учительница В. В. Бубнова
«О женах принято говорить, что они - "вторая половина" нас, мужчин. Но я могу сказать, что больше чем половиной того, что я сделал в науке, я обязан своей жене. И советую молодым, стремящимся в науку, именно ранний брак. Почему? Душа, знаете ли, успокаивается и голова работает в нужном направлении».
Из интервью. Красное знамя. 2001, 13 фев.
ГАТО, Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 198.